Поездка в Болгарию. Горы и озера Рилы

В августе мы с [info]e_aleks ездили в Болгарию, где разъезжали по различным городам, городкам и деревням. Во время нашей поездки я писал небольшие отчеты у себя в ЖЖ (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8), но без фотографий. Настолько же подробный фотоотчет я, пожалуй, писать не буду, но как минимум не выложить фотографии из гор Рилы я не могу, это была самая запоминающаяся и впечатляющая часть поездки.

В горах мы были два не полных дня. В один из дней мы в горы поднимались, а на следующий день спускались. «Горная» часть поездки началась с рильского монастыря — жутко туристического места, расположенного километрах в 20-30 от города Рилы. Про сам монастырь и город я в этом посте ничего писать не буду, поскольку не о них здесь хотелось бы рассказать.

Начнем с того, что подъем в горы Рилы начался от рильского монастыря, именно отсюда начинается одна из официальных троп, по которой можно дойти до главной цели нашего похода — высокогорных озер. Горы Рилы являются национальным парком, разумеется, «парком» не в том смысле, как это воспринимают жители городов, просто за этими горами следят, в том числе периодически маркируют тропы, по которым рекомендуется ходить, чтобы, во-первых, не заблудиться, а, во-вторых, не свернуть себе шею, сорвавшись в какую-нибудь пропасть. Если вы будете идти по маркированной тропе, то с вами ничего не должно случиться. Маркировка выглядит таким образом:

В данном случае пометки означают, что вы идете одновременно по зеленой, желтой и красной тропе. Где-то они объединяются в одну, а где-то расходятся. Как правило, каждая «цветная» тропа соединяют две конечные точки. Сами цвета никакой информации не несут кроме того, что красная тропа является, как правило, наиболее общеиспользуемой, а синяя — наоборот, самой редко используемой, остальные цвета выбираются произвольно. Причем продаются карты, на которых тропы также раскрашены. Предыдущая фотография сделана уже на большой высоте, около 2500 м над уровнем моря, на меньших высотах такие отметки могут стоять на стволах деревьев. Теоретически эти отметки должны отстоять друг от друга настолько часто, чтобы стоя около одной метки, было видно следующую и предыдущую. На практике, к сожалению, все не так хорошо, но по крайней мере на большинстве троп, по которым мы шли, проблем с поиском маркировки не возникало. Исключением стала только синяя тропа (та самая редко используемая), ее начало пришлось искать по косвенным признакам.

Приятно, что на картах OpenStreetMap эти тропы также хорошо прорисованы, только без цветных маркировок), поэтому навигатор (или телефон) в горах тоже может помочь, главное, чтобы карты были заранее скачаны, 4G в горах никто не обещает, но про сотовую связь я напишу чуть ниже.

Накануне подъема в горы мы с [info]e_aleks посмотрели, где начинаются тропы, которые нам нужны. Одна из возможных троп была перекрыта с сообщением о том, что в данный момент она является опасной и проход по ней запрещен, так что выбора, с какой тропы начать путь у нас не было.

План у нас был такой. В первый день мы должны были подняться на высоту около 2300-2400 метров (а начали мы с рильского монастыря, расположенного на высоте 1150 метров), где переночевать в так называемой хиже — гостевом домике для туристов, расположенном в горах, а на следующий день спуститься в Мальовицу, по ходу дела посмотрев высокогорные озера.

В горах я был в первый раз в жизни, если не считать туристических экскурсий в горы неподалеку от Севастополя. К счастью, я сообразил перед подъемом подобрать себе палку, на которую опирался во время подъема, а затем и спуска, она здорово помогла в эти два дня. В конце троп при выходе в город около информационных щитов можно найти склад уже использованных палок, которые туристы оставляют другим, после того, как им самим палка становится не нужна. Подобранную палку на следующий день я тоже оставил около подобного щита в Мальовице.

Да, подъем был тяжелый. В этот день я даже не доставал фотоаппарат, поэтому фотографии будут только со второго дня, но в первый день пейзажи были и не такие уж живописные по сравнению с тем, что нас ждало не следующий день.

Похоже, что основная сложность подъема была из-за высоты, потому что в начале пути мы с [info]e_aleks шли довольно шустро, несмотря на то, что подъемы были приличные, а вот при приближении к высоте 2000 м и выше отдыхать приходилось буквально после каждых нескольких десятком метров. Причем, когда идешь по горизонтальному склону, то усталости практически не чувствуешь, но стоит начаться небольшому подъему, такому, на который в обычном походе и не обратишь внимание, начинается жесть, устаешь очень быстро.

Из-за особенностей логистики у нас был подъем, где у большинства нормальных людей туристов проходит спуск, а на следующий день мы спускались там, где многие поднимались, хотя далеко не факт, что там подъем был бы легче (где-то в горах есть подъемник на некоторую высоту, но мы его проигнорировали, он был в стороне от нашего маршрута).

В начале тропы на информационном щите мы прочитали, что ее ее обычно проходят за 8 часов, и как ни странно, мы уложились практически ровно в это время (пришли даже раньше минут на 20), несмотря на постоянные перерывы для минутного отдыха.

Было интересно наблюдать, как меняется растительность по мере подъема. У подножия гор были леса, потом выше начались луга, которые, честно говоря, оченть уж напоминают московские Крылатские холмы, только в увеличенном масштабе, затем растительности становилось все меньше и меньше, и, наконец, пошла каменистая почва.

Еще выше придется идти по ломанным камням.

Когда мы только начинали подъем, то была отличная погода, было тепло и светило солнце, однако по мере приближения к хиже начинал сбываться обещанный прогноз, погода начала портиться, и в какой-то момент мы буквально вошли в облако, которое стало дождевым. Вокруг нас стало мокро.

Дождь в горах — это довольно интересно, но неприятно. Впервые вижу, что туча не где-то сверху, а на твоем уровне, ты находишься в ней, но дождь при этом все равно почему-то падает сверху. В этот момент видно от силы на пару десятков метров. Но самое интересное, когда ветер прогоняет тучу, в этот момент туман превращается в сгустки, что-то вроде облаков, но они, опять же, не где-то наверху, а на твоей высоте. Очень любопытно.

Температура в этот момент начала приближаться к 10 градусам, хотя еще за день до этого в низине стояла жара больше 30 градусов. Но из-за того, что мы постоянно двигались, подниматься было тяжело, то холод особо не ощущался, хотя мысли о том, не пора ли постепенно надевать теплые вещи, взятые с собой, начали возникать. Из-за дождя одежда была мокрая снаружи, а из-за пота — внутри.

Во время подъема мы встречали пасущиеся стада овец, лошадей и коров.

И вот мы прошли отметку 2500 м над уровнем моря, и начался небольшой спуск. Вдалеке стала виднеться хижа — конечный пункт нашего маршрута на первый день. На следующей фотографии — это маленькое оранжевое пятнышко, а еще обратите внимание на основание металлического шеста, там отмечено, что мы идем по зеленой тропе.

Подобные шесты предназначены для ориентирования зимой, когда камни с отметками засыпаны снегом.

По мере приближения домик стал увеличиваться.

Как же впечатляет этот маленький домик на фоне огромных скал!

Дойдя до хижи, мы развесили сушиться вещи и сели греться около печки. Кроме нас там было еще достаточно большое количество горных туристов, в основном из самой Болгарии, хотя за эти два дня по дороге встречали туристов из разных стран. При встрече на тропе все туристы здороваются друг с другом, иногда интересуются, откуда и куда мы идем, много ли осталось до какой-то из характерных точек. Кто-то говорил по-болгарски (здесь пригодилось, что [info]e_aleks в преддверии поездки ходил на курсы болгарского языка), а кто-то по-английски.

И пару слов о сотовой связи около хижи. В самой хиже связи нет, чтобы воспользоваться телефоном, нужно выйти на улицу, пройти метров 100 и среди камней появятся палочки уровня сотовой связи. Причём, высота там остаётся такой же, но сигнал от базовой станции в эту небольшую область доходит.

Рано утром следующего дня мы вышли из хижи, на этот раз нам предстоял спуск с гор, хотя небольшой подъемчик метров на 200 преодолеть пришлось. Как я уже говорил, на небольшой высоте об этом и не стоило писать, а на уровне 2400 — 2500 метров он очень даже заметен. Но после вчерашнего подъема на 1400 — 1500 метров это было уже мелочью.

Пройдя перевал на уровне 2600 метров, мы увидели то, ради чего мы и пошли в горы — рилские озера.

10.

Всего там расположено семь озер, и мимо каждого мы должны были пройти, перескакивая с одной маркированной тропы на другую.

11.

В начале пути особенно впечатляли облака, которые стелились ниже нас.

12.

Вид сверху на облака мне напомнили описание океана из «Соляриса» Станислава Лема:

«Волны почти полностью исчезли, а поверхностный слой этой жидкости — того, из чего состоит океан, — стал полупрозрачным с замутнениями, которые постепенно исчезали, так что через некоторое время все полностью очистилось и я мог сквозь слой толщиной, наверное, в несколько километров смотреть вглубь. Там громоздился желтый ил, который тонкими полосами поднимался вверх и, всплывая на поверхность, стеклянно блестел, начинал бурлить и пениться, а потом твердел; тогда он был похож на очень густой пригоревший сахарный сироп. Этот ил, или слизь, собирался в большие комки, вырастал над поверхностью, образовывал бугры, похожие на цветную капусту, и постепенно формировал разнообразные фигуры.»

13.

14.

Начиная с этого места, у нас начался спуск. Прогноз погоды на день был не очень впечатляющий, поэтому хотелось спуститься с гор до того, как начнется дождь. На самом верху идти приходилось вот по такой дороге.

15.

Но в горах, конечно, очень красиво.

16.

Вода в озерах чистая, прозрачная и холодная, хотя когда я опустил руку в воду, то ожидал, что она будет более ледяная, а она оказалась просто холодной.

17.

Местами на берегу был снег, но его было мало, он лежал небольшими слоистыми кучками.

18.

Тропы здесь тоже маркированы, идти по ним было приятно, особенно вниз. После вчерашнего дня это был отдых.

19.

Иногда откуда-то появлялись небольшие облачка, которые на фотографиях выглядят как непонятные пятна.

20.

Такие облачка ветер быстро уносил в сторону.

21.

22.

Погода здесь была очень переменчива. Дождя не было, но пока светит солнце, идти было жарко, но как только солнце скрывалось за облаками, температура резко падала где-то до 10 градусов. Куртки надевали и снимали мы через каждые 10 минут.

Но вот по мере спуска мы достигли некой высоты, где постоянно лежал туман. Мы даже не поняли, то ли мы попали на высоту, где туман лежит всегда (в этот день), то ли и выше, где мы были еще час назад с хорошей погодой, стало пасмурно.

23.

В любом случае мы стали входить в какие-то облака, и просвета видно не было. Видимость была в лучшем случае метров на двадцать, даже озера иногда не было видно, стоя на берегу.

24.

25.

В принципе, туман особых проблем не доставлял, дождя не было, мы только жалели, что пофотографировать горы на фоне синего неба уже не удастся. Но дальше идти было мокро. В этот день под дождь мы не попадали, но вся трава — а вскоре она станет нам по пояс — была мокрая от росы.

26.

27.

Но к этому моменту мы как раз прошли мимо последнего из семи озер, и началась зона сначала небольших деревьев и кустов. Там попадались кустики с мелкой черникой, а потом начались привычные уже леса. Там я уже ничего особо не фотографировал.

PS. Вы можете подписаться на новости сайта через RSS, Группу Вконтакте или Канал в Telegram.

Пожалуйста, оцените запись

УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (Количество голосов: 2, средняя оценка: 5,00)
Загрузка...

Один комментарий

1. Kras:

Обожаю горы и очень неожиданно увидеть такую красоту в Болгарии. Отличный фото-отчет получился!