Поездка в Калугу. Фотоотчет

Давненько я ничего не писал про наши поездки.

Впервые в Калугу я попал еще три года назад, когда [info]e_aleks устраивал поход до Николо-Ленивца, чтобы посмотреть на Архстояние. Это был незабываемый поход, в котором жарящее солнце сменялось проливными дождями на протяжении всего пути. В результате, когда мы добрались финиша, мы были все по колено в грязи, и в таком виде поехали ночевать в какую-то гламурную гостиницу в Кондрово. На следующий день, отколупнув сантиметровый слой грязи с кроссовок, и протерев их шелковыми шторами в номере по возможности их высушив, мы решили, что лучше мы поедем смотреть Калугу, а не будем повторять вчерашний походный подвиг.

Уже тогда мне Калуга понравилась, а поскольку времени на нее у нас было немного, возникло желание туда еще вернуться, желательно на дня на два. Такая возможность подвернулась только на прошлой неделе. Это была идея [info]marisha_amber, высказанная довольно давно, но окончательно сформированная в намерение в тот момент, когда мы с ней гуляли вдоль МКАДа с целью разведки местности перед Следопытом по Можайскому району и по Кунцево. Правда, несмотря на все красоты и ароматы этой автодороги, Замкадье так и не вошло в район соревнований, но зато для меня было неожиданностью, что Рублево относится к Кунцево.

Вот мы и подошли к самой поездке. В ней участвовали [info]marisha_amber на правах организатора, [info]nadushenka, [info]e_w_genij, [info]stuffittrans, я и Петя, которого мы никак не можем уговорить завести ЖЖ.

Первоначально планов было громадье, мало того, что Марина нашла больше 50 КП в городе, была идея еще на второй день съездить в Малоярославец, а уже оттуда возвращаться в Москву, но в итоге нам еле-еле хватило времени на саму Калугу.

В принципе, это не удивительно, поскольку мы никуда не торопились, на место старта прибыли на медленной обычной электричке часам к 12, после чего подождали Петю, который опоздал на нашу электричку и ехал на следующей, а за это время успели кто позавтракать, а кто и пообедать.

После того, как вся банда была в сборе, закинули лишние вещи в гостиницу, которая оказалась в стратегически выгодном месте в центре города, напротив торговых рядов конца XVIII века. Эти ряды у нас вызвали лингвистическо-философские рассуждения о том, как отличить развалины от руин. Этот вопрос я задал в твиттере и вконтакте, и получил несколько вариантов ответа, иногда противоречащих друг другу. Вот некоторые из них:

«Руины реставрировать поздно, я полагаю)» @dimasokol

«Руины — крайне трудно представить первоначальное, мало обломков. Развалины — «свежие» все обломки рядом… как-то так.» @deeperton.

«Вообще ничем))) только руины живописно можно сфотографировать, а если нельзя — то это совсем развалины)» [info]tehi4ka

«Тут говорят, что развалины неприглядны и насильственно, похоже на гору мусора, а руины просто устарели, заброшены, но можно определить, что это было за…» Анна Нехай.

По дороге к гостинице мы посмотрели несколько достопримечательностей.

Одной из таких достопримечательностей была мозаика на торце жилого дома с советским гербом Калуги, на котором был нарисован спутник.

В 1990 году зачем-то вернули исторический герб с короной, в результате у него пропала своя «изюминка».

Как вы, наверное, знаете, Калугу называют колыбелью космонавтики, поскольку здесь с 1892 и до самой смерти в 1935 жил «теоретик космонавтики» К. Э. Циолковский (будем его в дальнейшем называть просто КЭЦ). Как раз перед поездкой в Калугу я решил почитать его биографию в книге Демина из серии ЖЗЛ (книга 2005 года, есть еще советские выпуски ЖЗЛ про КЭЦ 1963 и 1967 годов). Сама книга неоднозначная, автор уж слишком идеализирует КЭЦ и делает из него икону, охаивая тех, кто писал отрицательные отзывы на его работы или игнорировал его труды. Мне-то больше было интересно, что сделал КЭЦ с точки зрения техники, а тут автор больше делал упор на его философию, надо сказать, довольно специфическую.

Например, он был сторонником евгеники, считал, что нужно ограничить размножение неполноценных людей (при этом никого убивать не надо), предлагал свою кастовую организацию общества, причем из низшей касты в более высокую человек попадает путем голосования, а «сбросить» его на нижний уровень можно только за преступления.

Циолковский не признавал теорию относительности Эйнштейна, считал что скорость света можно превзойти, а такого понятия как время с точки зрения физики не существует. Вот одна из его цитат:

Человек настолько сжился с представлением о времени, что ему трудно признать, что времени не существует… Время подарили человечеству астрономы, механики положили часы в карман, надели часы на руку, и с этих пор время, не существующее в природе, насильственно стало частью природы. Я не отрицаю благодетельную роль искусственного понятия времени во всех природных процессах и явлениях, но я категорически отрицаю существование времени в природе, вне человека, то есть отрицаю его объективность и необходимость его участия там, где его нет. Я до­пускаю также и то, что понятие времени следует заменить чем-либо другим — существующим, несомненно, в действительности. Ну, например, энергией или еще чем-либо.

Он считал, что вселенная всегда была и всегда будет, что она бесконечна и спорил со сторонниками тепловой смерти вселенной за счет второго закона термодинамики. Он считал, что вселенная — это тоже живое существо, как и атомы.

Что касается технических его достижений, то теоретически он довольно много всего придумал, но в основном это не доходило до реализации. Например, он долгое время занимался расчетами для создания металлического дирижабля (хотел использовать соединенные металлические пластинки вместо прорезиненной тканевой оболочки), но его это начинание никто не поддерживал и не выделял денег. Считается, что он первым в России сделал аэродинамическую трубу (прототип был построен в 1897 году), следующая аэродинамическая труба была построена в 1902 году под руководством Жуковского.

Циолковский предложил конструкцию поезда на воздушной подушке. И вот тут опять образовалась связь со Следопытом, который я упоминал в начале. Дело в том, что одним из КП на последнем ориентировании было объявление о продаже некоего транспортного средства на воздушной подушке (даже не знаю, как его правильно называть). Объявление было длинное, но для взятия КП нужно было переписать, почему на этот транспортном средстве некомфортно ездить по земле. Ответ был «Слишком пыльно». Так вот возвращаясь к Циолковскому. Его расчеты и конструкцию поезда на воздушной подушке покзали Чаплыгину, но прочитав статью он ее отбросил. Далее цитата из ЖЗЛ.

С. А. Чаплыгин просмотрел расчеты и оттолкнул бумажку в сторону.

— Расчеты верны, но это ровно ничего не значит. Такая струя воздуха создаст столь плотное пылевое облако, Что вы задохнетесь.

— Циолковский это предвидел и рекомендует для таких поездов прокладывать бетонированные дорожки, — возразил я.

— Такая струя воздуха разрушит и бетон и будет разрушать самые твердые граниты… Нет, это безумие.

Спорить с С. А. Чаплыгиным было безнадежно. Признавая возможность подъемного действия воздушной подушки, он категорически отрицал практическое применение этого способа к вездеходу.

— Вздор, вздор, вздор, — сердито говорил он. — Расчеты — это еще не практика. А где же здравый смысл у Циолковского и у вас, молодой человек? Вы понимаете: здравый смысл! Где? Вы хотите запылить весь мир? Неужели вам это не ясно?

В качестве «молодого человека» в приведенной выше цитате выступал А. Л. Чижевский, который тоже жил в Калуге, много общался с Циолковским, считал его своим учителем, помогал ему. Это тот самый Чижевский, который предложил ионизатор воздуха, который сейчас называется «люстрой Чижевского», и он же исследовал влияние солнечной активности на живых существ. Его исследования тоже не особо признавали. Вот, например, цитата из одного отчета академика А. Иоффе от 28 мая 1940 г.

Бессмысленная и идеологически вредная «теория» о том, что революции, эпидемии людей и животных, народные движения определяются солнечными пятнами, создали проф. Чижевскому незавидную известность в реакционных кругах Франции, где он печатал эти свои «исследования».

В Калуге Чижевскому тоже установлен памятник.

В Калуге можно найти еще несколько памятников Циолковскому, один из них установлен около мемориального дома-музея, где он жил (пока дом не стал музеем 🙂 ).

В сам дом-музей мы не пошли, поскольку ходить в мемориальные музеи без экскурсии — бесполезное занятие, а на экскурсию у нас уже не хватало времени, нам еще надо было успеть посмотреть музей космонавтики, куда мы шли окольными путями.

По дороге нам попался еще один памятник, где изображен КЭЦ, но на этот раз с Королевым. Памятник посвящен из встрече, которая предположительно, произошла в 1929 году.

Была ли эта встреча на самом деле — большой вопрос. Вот одна цитата из книги Голованова «Королев: факты и мифы»

Нина Ивановна Королева, жена Сергея Павловича, рассказывает:

— Однажды, в первых числах января 1966 года, Сергей Павлович вдруг сказал:

«Должен тебе признаться, что я как-то плохо помню старика Циолковского…» Эти его слова я запомнила дословно. У меня на языке крутилось тогда сказать ему: «А чего же ты врал?!» — но я смягчила свой вопрос:

— Сережа, а что же ты так много неправды говорил?

— Я фантазировал…

Еще Циолковскому в Калуге установлен вот такой памятник (фотография 2011 года, в этот раз мы до этого памятника не дошли).

Но все-таки на эту тему более душевным получился памятник КЭЦ в Боровске, где он 12 лет жил и работал учителем.

В Калуге Циолковский и похоронен. Его могила — это огромная стела в парке, названном в его честь. Сейчас около его могилы веселятся дети и народ катается на лошадях.

В Калуге вообще много памятников, связанных с освоением космоса. Один из них — это памятник в честь 600-летия Калуги, который состоит из стелы, к которой «приклеена» голова Гагарина и шарика, который скорее всего должен символизировать то ли Землю, то ли спускаемый аппарат.

10.

И фотография трехлетней давности.

11.

Но самое главное, что у подножия памятника установлен замечательный фонтан «Торнадо». При чем тут торнадо не знаю, то вся суть фонтана, что его струи бьют в случайной последовательности, и между ними можно бегать как по минному полю, пытаясь проложить маршрут так, чтобы под тобой внезапно не начала бить струя. Отличное развлечение в жару, мы там зависли надолго.

12.

В завершение нашей поездки мы все-таки дошли до музея космонавтики. Сам музей достоин того, чтобы ему посвятить отдельный пост, но я ограничусь только несколькими фотографиями.

13.

Музей был основан летом 1961 года, в его торжественном заложении принимал участие и Гагарин, ему около входа в музей тоже установлен памятник

14.

Кто-то из нас сказал, что ему не хватает гитары за спиной, а так действительно получился бы вылитый Высоцкий у Петровских ворот.

Сам музей очень интересный, в нем последовательно рассказывается о воздухоплавании в начале XX века, можно увидеть макеты, сделанные по рисункам и чертежам Циолковского, его книги. Вот, например, его книга про тот самый поезд на воздушной подушке.

15.

Затем рассказывается о реактивных летательных аппаратах, и постепенно экспозиция переходит к космической технике.

16.

17.

В музее работает планетарий, но мы в него уже не пошли. Музеем у нас и закончилась поездка в Калугу.

В этом посте я ограничился в основном темой космонавтики, хотя в Калуге мы увидели еще много всего интересного. Историкам может быть интересен дом Шамиля — чеченского сепаратиста XIX века, который переметнулся на сторону России после того, как его взяли за одно место, но почему-то не замочили в сортире, а с почестями отправили жить в Калугу.

18.

В городе есть замечательный краеведческий музей, один из немногих подобных музеев, который мне (да и всем остальным) понравился. Там кроме трупиков животных и коллекции тараканов можно увидеть интерьер палат XVII века, и вторая часть музея, посвященная советскому веремни тоже любопытная.

В общем, в Калугу стоит съездить, и явно не на один день.

И в завершение в качестве оффтопика то, что мы увидели в троллейбусе, отправляясь на вокзал.

19.

PS. Вы можете подписаться на новости сайта через RSS, Группу Вконтакте или Канал в Telegram.

Пожалуйста, оцените запись

УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (Количество голосов: 3, средняя оценка: 5,00)
Загрузка...

Один комментарий

1. Е.В.Гений:

«Космические ракетные поезда».

Циолковский мечтал, а японцы целую анимеху забабахали — «Galaxy Express 999» — сериал и полнометражку в 2-х частях! =)