Книга Дэвида Вуттона «Изобретение науки»

Наука — это изобретенное нами занятие, в котором действуют согласованные правила

Есть две категории книг, от которых меня надо держать подальше, потому что книжные полки дома внезапно оказываются не резиновыми — это книги про IT и про историю науки. Этим летом мне попалась монументальная книга Дэвида Вуттона «Изобретение науки», проигнорировать которую я не мог. И вот на днях я ее, наконец, дочитал. Это увесистая книга на 650 страниц, 130 из которых это только перечисление использованных источников.

Несмотря на свой значительный объем, она охватывает не такой большой по историческим меркам временной интервал. Если не считать множества отсылок к более древним философам и натурфилософам, то основной фокус сосредоточен на XVI — XVIII веках, когда по мнению автора сформировалась та наука, которую мы имеем до сих пор. Именно в это время были заложены и приняты научным сообществом основные исследовательские принципы, такие как проверка экспериментом, а не только доверие авторитетам и древним философам, доказательство теорий, в это же время формируется научный язык и научная этика. Здесь, правда, надо сделать уточнение, что в книге речь идет только о Европейской науке.

Современная наука зародилась в период с 1572 г., когда Тихо Браге увидел на небе вспышку сверхновой звезды, по 1704 г., когда Ньютон опубликовал свой труд «Оптика», в котором продемонстрировал, что белый цвет состоит из гаммы цветов, а цвет является свойством света, а не объекта.

В этой книге Дэвид Вуттон скрупулезно анализирует множество текстов того времени, чтобы показать, когда впервые начинают использовать такие термины как «факт», «доказательство» и т.п. применительно к исследованию мира, откуда эти слова пришли, и как они меняли свой смысл. Параллельно с этим автор рассматривает, как менялось отношение к знаниям, что под этим подразумевалось, как эксперименты стали важнее авторитета древних и всё такое прочее.

Вуттон не просто описывает открытия, которые были совершены, но в первую очередь его интересует, к чему эти открытия привели с точки зрения изменения взгляда на наш мир и на исследования в целом.

Красной нитью через всю книгу проходит история о том, как натурфилософы (будем говорить аккуратно, потому что слова «ученый» тогда еще не существовало) с трудом отходили от тех идей о строении мира, которые были сформулированы аж Аристотелем (300-ые годы до н.э). Еще даже в XVI веке было общепринятым мнение, что древние люди уже все знали о строении мира, а новые законы не открывают, а просто возвращаются к уже утерянным знаниям. Именно поэтому был так велик авторитет Аристотеля и других древнегреческих философов, и тогда еще не было такого понятия, как «открытие». А в университетах изучали труды древних философов, но не проверяли их идеи на практике.

Первые противоречия, от которых уже нельзя было отмахнуться, были связаны с обнаружением Тихо Браге сверхновой звезды (Аристотель утверждал, что небесная сфера, на которой расположены звезды, неизменна), а также открытием Америки и ее дальнейшим исследованием (до этого европейцами читалось, что на широте экватора уже невозможна жизнь, а южнее экватора уже все заполнено водой).

Аристотелевскую философию природы было невозможно адаптировать для объяснения этой аномалии; если новая звезда действительно существует, значит вся система построена на ложных допущениях.

Автор очень дотошно анализирует терминологию. Целые главы у него посвящены тому или иному понятию («научная революция», «открытие», «факт», «доказательство» и т.п.). Он показывает, как такая терминология возникала, из каких областей пришла в науку, сравнивает английские тексты того времени с французскими и написанными на латыни, пытается выявить, кто первый из натурфилософов начал первым использовать и популяризировать то или иное слово, которое мы сейчас используем как само собой разумеющееся.

Очень интересная глава в книге, которая называется «Мир расколдовывается». В ней автор показывает, как буквально за полтора века изменились взгляды образованных людей на вопросы существования ведьм, демонов, всякой нечисти тому подобной магии. Во время этого процессе у многих возникал диссонанс, когда было понятно, что верить во все эти колдовские сущности уже глупо, но при этом пытались защитить религию.

Картезианство проводило четкую границу между материальным и нематериальным, но не разъясняло, как ангелы и демоны могут присутствовать в нашем мире.

Достаточно много внимания уделено экспериментам Паскаля, Торричелли и других, связанными с атмосферным давлением и попытками проверить, возможно ли безвоздушное пространство (то, что мы сейчас называем вакуумом). Ведь существование вакуума опять противоречило идее Аристотеля о том, что «природа не терпит пустоты».

В последних главах книги речь идет уже о современной философии науки, о том, как нужно или можно ее изучать. Автор приводит разные взгляды на этот счет, например, должны ли мы смотреть на древних натурфилософов из своего времени, имея огромное количество знаний, которые им были недоступны, или мы при описании происходящего в то время мы должны отказываться от современных знаний и смотреть на все происходящее глазами их современников? Стивен Вайнберг в книге «Объясняя мир», о которой я когда-то писал, судя по всему, придерживается первой точки зрения, а Дэвид Вуттон, автор этой книги, похоже, больше симпатизирует второму лагерю. Ну и еще затрагиваются вопросы о том, как взаимосвязаны наука и культура, ведь, например, многие изобретения были раньше созданы в Китае (например, часы), но они не воспринимали их серьезно и не делали следующих шагов, связанных с изучением природы с их помощью.

С одной стороны, знания, которые мы в конечном итоге получаем, по всей видимости, зависят от культуры, случайны и специфичны; с другой стороны, они соответствуют здравому смыслу, предсказуемы и неизбежны.

В общем, книга замечательная, она очень подробно описывает небольшой с исторической точки зрения интервал, а заодно заставляет вспомнить школьный курс физики. При этом, в отличие от книги Вайнберга «Объясняя мир», в ней нет формул. В этой книге упор сделан на открытия не с точки зрения физики, а с точки зрения влияния их на общество и науку в целом.

PS. Вы можете подписаться на новости сайта через RSS, Группу Вконтакте или Канал в Telegram.

Пожалуйста, оцените запись

УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (Количество голосов: 4, средняя оценка: 5,00)
Загрузка...

Leave a comment

Subscribe without commenting